ЦСКА. Совместный проект

18 мая 2013 15:50

После семилетнего перерыва армейцы вернули себе титул сильнейшей команды России. Обозреватель Sportbox.ru Андрей Колесников вспоминает турнирный путь красно-синих и пытается разгадать чемпионский секрет.

По поводу того, какой момент следует считать отправной точкой нового золотого похода ЦСКА, могут быть, конечно, разные мнения. Но как один из наиболее достоверных должен, наверное, рассматриваться вариант прошлогоднего мая, совершенно разочаровывающий для красно-синего лагеря. Именно тогда имела место несостоявшаяся отставка Леонида Слуцкого.

Даже интересно, сколько из 16 руководителей клубов РФПЛ сделали бы в той ситуации то, что сделал Евгений Гинер. Во-первых, пришли бы к внутреннему убеждению, что менять тренера ни к чему, а во-вторых, сумели бы доказать это самому тренеру. Непросто было и то, и другое. И сохранить холодную голову в атмосфере всеобщего разочарования, и найти необходимый набор доводов в разговоре с решительно настроенным сотрудником. Со слов Слуцкого известно, что они, президент и тренер, беседовали тогда несколько раз по несколько часов, и, согласимся, босс должен был иметь непоколебимую уверенность в собственной правоте, чтобы взять-таки верх в этом марафоне аргументов. Как говорит Леонид Викторович, переменил своё мнение он тогда, когда осознал, что в него здесь верят, что рассматривают как участника совместного проекта.

Совместный проект – это, возможно, ключевые слова для понимания сегодняшнего ЦСКА. За десять с лишним гинеровских лет в клубе сформировалась некая корпоративная философия. Нет, расхожий образ семьи, который обычно бывает востребован при больших спортивных победах, здесь едва ли уместен. Человек бизнеса, Гинер выстроил другую модель взаимоотношений, чем-то, пожалуй, напоминающую японскую компанию. Там, на островах, где базовой ценностью мироустройства является пожизненный найм, сотрудник расценивает интересы предприятия как свои собственные, и потому вкладывается в дело не формально, а с душой. Нынешний ЦСКА тоже выстроен на партнёрских, артельных началах. И тот, кто настроен пошабашить, здесь не приживётся. Ни в самой команде, ни в офисе.

К примеру, продуктивность селекционной службы красно-синего клуба давно уже принято считать образцовой. Но промашки случались и у неё: без какой-то доли брака работать в принципе невозможно. Но вот сейчас армейские кадровики, кажется, взялись оспорить эту железобетонную истину. Все новички, которые пришли в команду за последнее время, стоят в чемпионском составе как влитые. Все до единого. Марио Фернандес, Понтус Вернблум, Расмус Эльм, Ахмед Муса – без этой четвёрки, появившейся в ЦСКА в прошлом году, представить золотую обойму решительно невозможно.

Как знать, может быть, и Кейсуке Хонда провёл лучший свой сезон в России, потому что полностью проникся близкими его ментальности клубными ценностями. Да, нынешней весной на поле хавбек появлялся нечасто, но в праздничной суете не стоит забывать, что фундамент чемпионства был заложен осенью, а тогда он был центральной фигурой армейских атак.

И японец, и новички раскрылись в условиях новой игровой модели, на которую в этом сезоне перешёл ЦСКА. В группе атаки теперь не осталось классических крайков: за фланги отвечают защитники, а хавбеки получили возможность вязать игру в центральной зоне. Хонда, в частности, стал атакующим полузащитником, и это амплуа в полной мере востребовало его сильнейшие качества. Кроме того, в команде появился опорник-созидатель: прежде мастеров таких характеристик, как Эльм, в этой позиции у армейцев не было. Всё это в совокупности позволило создать свежий игровой рисунок. Возможно, не вполне ещё твёрдый, но, несомненно, весьма привлекательный.

Попыток стилевых реформ премьер-лига за последнее время видела немало, но редко какие из них получались удачными. Оттого нынешний турнирный результат армейцев ещё дороже: он засвидетельствовал успех игровой перестройки. Достижение это тем более ценное, что не все перемены происходили по доброй воле: замена форварда, например, была вынужденной. И коли Муса является сейчас лучшим в команде и вторым в лиге игроком по системе «гол плюс пас», значит, и в этом случае решение было найдено оптимальное.

Безусловного внимания заслуживает и ещё одна цифра – число пропущенных мячей. По этому показателю ЦСКА сегодня первый. Если кому-то покажется, что это событие рядовое, то напрасно: даже в свои прежние чемпионские годы армейцы в этой части лидерами не были. А в прошлом сезоне, допустим, имели пятый результат. Так что и в смысле надёжности новая игровая модель оказалась более убедительной. Хотя персонально оборонительная прочность была обеспечена хорошо знакомыми людьми. Игорь Акинфеев, Сергей Игнашевич и Василий Березуцкий – основа команды. И не только с узко-футбольных позиций. Вот они-то давно уже не ходят в ЦСКА на работу. Для них это не место трудоустройства, а своё дело, тот самый совместный проект.

Душевная отдача сослуживцев, которая заложена в идею детища Гинера, помимо прочего замечательна своей экономической эффективностью. По экспертным оценкам, прозвучавшим на старте сезона, ЦСКА имеет нынче седьмой бюджет в лиге. Пожалуй, никогда ещё в чемпионатах России не побеждал клуб, столь далёкий от звания толстосума.

Андрей Колесников, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 24 408 244 086 34 460 17 707 
 Краснодар Краснодар 18 012 180 127 25 844 10 181 
 Спартак М Спартак М 17 586 175 862 16 437 18 734 
 Ростов Ростов 15 552 155 521 13 422 18 746 
 ЦСКА ЦСКА 14 243 142 435 13 086 15 401 
 Динамо М Динамо М 14 885 148 858 13 021 16 750 
 Локомотив Локомотив 10 839 108 392 11 556 10 122 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 723 97 233 10 099 9 159 
 Рубин Рубин 9 923 99 233 9 975 9 871 
 Пари НН Пари НН 9 423 94 239 9 693 9 154 
 Динамо Мх Динамо Мх 9 581 95 819 9 521 9 622 
 Факел Факел 11 609 116 090 8 694 14 523 
 Оренбург Оренбург 6 234 62 349 5 273 7 677 
 Ахмат Ахмат 7 088 70 887 4 798 9 379 
 Акрон Акрон 6 410 64 107 4 739 7 525 
 Химки Химки 4 696 46 960 3 580 5 812 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх