Лентяй, Начальник, Подкаблучник… Почему шапито – фирменный жанр «Спартака»?

Роман Трушечкин 16 июня 2022 15:42

Сегодняшняя политика «красно-белых» полностью отвечает духу клуба. Нужно просто вглядеться в неё повнимательнее.

«Спартак» хорошо умеет создавать футбольные новости даже в нефутбольные летние дни. Это может быть уловка, как в случае с новым номером Квинси Промеса. Может быть скандал, как интрига вокруг Суперкубка России или выбор Гильермо Абаскаля в качестве главного тренера.

Важно, что клуб управляется точно так же, как в прошлом и позапрошлом десятилетиях. И все эти решения в точности соответствуют исконному духу «Спартака».

Почему футбол выше цирка как развлекательный жанр?

Однажды это было высказано прямо: «Спартак» — предприятие шоу-бизнеса. Клуб должен занимать умы и вызывать эмоции. У любителей футбола в ходу резкое словцо «шапито», которым они часто обозначают тот развлекательный жанр, в котором работает красно-белый клуб. Шапито, то есть — бродячий цирк. Это должно звучать обидно для футбольного клуба. А почему? С каких пор футбол стал казаться развлечением более утонченным, чем простонародный и демократичный цирк с клоунами и фокусниками? Шапито колесит по городам, и футбольный клуб точно так же разъезжает с гастролями. В цирке смеются зрители, но для цирковых артистов их дело — самое серьезное в жизни.

Фото: © Алексей Ерёмин / Матч ТВ

Кому нужны тихие футбольные организации, производящие только картинку бега по полю с ударами по мячу? Если бы речь шла об организации по имени, к примеру, «Реал», чисто футбольный «контент» которой может и в теории, и на практике содержать завоевание самого главного трофея в мире, — тогда да. Можно было бы обойтись чистым футболом и без скандалов (но и у них не получается).

Российский футбольный клуб, особенно сейчас, жестко ограничен в возможностях чисто спортивного роста. Единственное доступное пространство для роста у него — околофутбольное. Для команды, занявшей место в нижней части таблицы, «Спартак» в измерении соцсетей выглядит топ-клубом.

Лентяй, Подкаблучник, Начальник и другие маски спартаковской сцены

Параллельно со «Спартаком» в последние недели еще два столичных клуба выбирали себе новых тренеров. Но разве процессы, которые благополучно завершились приглашением Йокановича и Федотова в «Динамо» и ЦСКА соответственно, могли идти в сравнение с резонансом вокруг Ваноли и Абаскаля? Там — работа отдела кадров: резюме, переговоры, подписание. Здесь же — не устройство на работу, а целые выборы. Или общенациональная лотерея, в которой пока непонятно, кто именно сорвал джекпот: тренер-незнакомец, «Спартак» или его недоброжелатели?

Лука Каттани / Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев

Только «Спартак» сделал из своего выбора шоу с долгим выступлением спортивного директора Каттани. И в ней появились и уже начали жить и действовать в публичном сознании новые герои: тренер, который хотел махать в Москве клюшкой для гольфа, и тренер, которого в Москву не отпустила жена. И нам уже даже не нужны их собственные имена! Это ведь маски, вечные образы: Лентяй и Подкаблучник. Это всем понятно, это вызывает живой отклик. Сцена «шапито» не остается пустой, поэтому и не отпускает нашего внимания.

А вот и следующий ход, который авторы представления незаметно для вас совершают в вашем сознании: если Лентяй и Подкаблучник не приехали в «Спартак», потому что кому же они тут нужны, они не подходят для такой работы, то кто же в «Спартак» приехал? А приехал — не лентяй и не подкаблучник!

Абаскаль еще ни слова не произнес в новом качестве и ни разу не появлялся в России, но он уже хороший. Уже вызывает симпатию и положительными чертами характера «от противного», и своим молодым веснушчатым лицом. Абаскалем недовольны только те, для кого тренер — это непременно Значительное Лицо. Начальник. Потому что они либо сами были такими, либо карьеру провели при таких типажах, либо до сих пор убеждены, что только с Начальником футбольный клуб может чего-то существенного добиться.

В «Спартаке» тренеру по-прежнему отведено 10 процентов

Гильермо Абаскаль / Фото: © Jonathan Moscrop / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Тут можно привести пару встречных соображений. Во-первых, почему же 20-кратный чемпион своей страны «Базель», который в будущем году отметит 130-летие, может позволить себе нанять вот такого рыжего вундеркинда, а всего лишь 100-летний (по официальной, но не единственной версии) «Спартак» считает, что ему такой тренер не по чину? Пафос, который мешает это принять, похоже, просто ложный.

А, во-вторых, мы стали забывать скандальную сентенцию о 10-процентном вкладе тренера в командное дело. Много она наделала шуму в свое время, но вот эта легкость, с какой в последнее время «Спартак» меняет своих тренеров, заставляет подозревать, что в глубинном смысле первое лицо клуба от своего мнения так и не отступил. Просто больше не говорит этого вслух, чтобы не провоцировать новые волны гнева.

И следование логике шоу-бизнеса, и ограниченная роль тренера — старые, фундаментальные принципы. Киты управленческой стратегии в «Спартаке». Их понимание и память о них дают ключ к восприятию всех околоспартаковских событий.

«Спартак», который живет, как Спартак

Но есть и еще более глубокий фундамент всего красно-белого сооружения. В буквальном смысле слова — скрижаль, осязаемый закон, на котором основан «Спартак». Его можно представить себе в виде книги — той самой, написанной Джованьоли, которая по легенде лежала на столе перед изобретателями спартаковского имени. «Спартак» — это восставший герой. Бунтующий раб.

Точнее, гладиатор. А ведь это просто — циркач древнего мира. Служивший для развлечения толпы. С тем только отличием от цирковых работников более позднего времени, что работал он без страховки и часто завершал карьеру увечьями и смертью. Спартак прекрасно отдавал себе отчет в том, что он был частью античного шоу-бизнеса. Он жил, чтобы вызывать эмоции: страх, восхищение, ненависть. Над ним хохотали, в него плевали, им восторгались.

Но однажды Спартак взбунтовался и перестал развлекать публику. Решил уйти за пределы арены. Для того «суперкубка», в котором он участвовал, потребовался более вместительный «стадион». Мы называем это сценой истории. То есть гладиатор, который бойкотирует выступление перед определенными трибунами, возможно, и перестает быть для кого-то профессиональным гладиатором. Но он становится Спартаком. Или «Спартаком». Всё по книге. Всё в строгом соответствии с биографией прообраза. Поэтому изучаем первоосновы и сохраняем спокойствие.

Читайте также:
Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх