По пути Галицкого или «золотой унитаз»? Что нужно знать о новом клубе РФПЛ

Сергей Ильёв 06 мая 2017 17:54

Вслед за «Динамо» в РФПЛ в эту субботу шагнул «Тосно». Sportbox.ru – о слагаемых успеха клуба из Ленобласти, Артеме Милевском и перспективах проекта холдинговой кампании Fort Group.

Премьер-лига слишком увлечена собой, что замечать происходящее в первом дивизионе, в том числе играющих там талантов. Сейчас все охают и ахают: как же сверкает в «Урале» Владимир Ильин! Даже Валерий Карпин в своей программе «Тотальный разбор» признавался, что не знал такого игрока. А Ильин между прочим в прошлом сезоне был признан в ФНЛ «Открытием года» и заработал прозвище Русский Сульшер: 9 из 10 своих первых мячей он забил, выходя на замены, причем зачастую в качестве крайнего хава. Всего же наколотил 14 голов.

При чем здесь Ильин? При том, что продажа главной звезды в «Кубань» не сбила «Тосно» с ног. Команда Дмитрия Парфенова в этом сезоне креплена как хороший коньяк – даже у «Динамо» с учетом Кубка России выиграна серия 2-1. «Лесники» не отличались импровизацией, зато были системны и последовательны, подавляя соперников силовым футболом в рамках модуля 4-4-2 при наличии впереди двух «столбов», которых бесперебойно обслуживали фланги. Хотя слова «Тосно» и «последовательность» еще недавно казались несовместимыми, на сей раз клуб четко провел селекцию, подобрав под схему нужных игроков.

Младен Кашчелан и игроки «Тосно» / Фото: © 1fnl.ru

Да, у Парфенова есть две системообразующие фигуры – сербский центральный защитник Раде Дугалич и известный по выступлениям за тульский «Арсенал» черногорский хавбек Младен Кашчелан. Но даже, когда они пропускали матчи по карточкам, команда держала фасон. Образцовая взаимозаменяемость, особенно если вспомнить, что с октября из-за травм не играет Евгений Марков, забивший до этого в 8 матчах 8 мячей и попавший в сферу интересов ЦСКА. Потеря лучшего бомбардира могла стать катастрофой для любого клуба, но не для «Тосно» – начал интенсивнее забивать Антон Заболотный, раскрылся армеец Александр Макаров.

Евгений Марков / Фото: © Официальный сайт ФНЛ

Единственное, что осталось непонятно: зачем брали потухшего Артема Милевского, учитывая, что в ФНЛ на поле могут находиться трое легионеров, а в «Тосно» эти позиции заняты Дугаличем, Кашчеланом и отвечающим за стандарты Галиулиным? Последнего Артем мог, конечно, «подвинуть» и даже периодически это делает, однако его КПД невысок. Класс бывшей звезды киевского «Динамо» и сборной Украины проявлялся в тонких передачах, но ни одного гола в 15 играх, при том, что «Тосно» по результативности уступает только динамовцам… Хотя, если приглашение Милевского было пиар-ходом, то не вопрос. Полпреду Ленобласти, только завоевывающему свою аудиторию, он явно не помешал. Еще более умным было решение с переездом в Великий Новгород – в Тихвине стадион «забраковали», а на МСА «Петровский» на «Тосно» ходили 100 человек.

Артем Милевский (справа) / Фото: © 1fnl.ru

Кто-то скажет: глупо хвалить «Мерседес», соревнующийся с «Запорожцами» и «Жигулями». Соглашусь, «Тосно», учитывая его комплектацию и бюджет, на той позиции, где и должен быть. Но посмотрите на «Кубань» – она ведь считалась перед сезоном с «лесниками» одного поля ягода. И между прочим увела Ильина.

За 4 года своего существования руководство «Тосно» набило много шишек, пытаясь не победить, а опосредованно купить успех – игроки и тренеры являлись расходным материалом, трансферы были ради трансферов. До Дмитрия Парфенова в клубе за 2,5 сезона поменялось шесть (!) наставников, и это минусуя какое-то время рулившего в качестве и. о. генерального директора Вячеслава Матюшенко.

Дмитрий Парфенов / Фото: © 1fnl.ru

Последний, как многие считали, определял состав и при действующих тренерах – на это после своего скандального разрыва с «Тосно» намекнул Александр Григорян. Вы вообще где-нибудь видели клуб, в котором гендиректор заявлен переводчиком, а хозяин – администратором? Сделано это, понятно, было для того, чтобы находиться во время матчей на скамейке. Частная структура: кто платит девушке, тот ее и танцует. Но если в ПФЛ все прокатило (невероятная победа в Кубке над «Спартаком» в Лужниках раздраконила начальство, похоже, еще больше), то взять нахрапом ФНЛ не получилось. В середине прошлого сезона «Тосно» доигрался до зоны вылета. Молодцы, что вовремя поняли: нужна системность – и начали заниматься строительством, а не надуванием мыльных пузырей. Матюшенко же проявил себя серьезным менеджером.

Таких клубов как «Тосно», появившихся из ниоткуда, в 90-х и 2000-х в нашем футболе было пруд пруди – «Асмарал», «Жемчужина», «Спартак-Чукотка», «МВД России», «Нижний Новгород»… Почти все также стремительно исчезали – одним производителям «футбольных игрушек» наскучило баловство, другие банально разорились. Но есть ведь и пример «Краснодара», который Сергей Галицкий превратил в настоящую империю. Многие ли, признайтесь, в начале его проекта верили, что «быки» будут регулярно играть в еврокубках, обыгрывать «Боруссию» и «Фенербахче» и станут флагманом региона, обожествлявшего «Кубань»?

Другой вопрос – есть ли у холдинговой кампании Fort Group, содержащей «Тосно», стратегия развития клуба, высокая идея? Согласитесь, нонсенс, что команда, прописанная в Ленинградской области и базирующуюся в Санкт-Петербурге, проводит домашние матчи в Великом Новгороде (местному стадиону «Электрон» между прочим еще надо получить лицензию в РФПЛ). Нет, от слов не отказываюсь: маркетинговый ход сильный. Новгородцы приняли команду как родную, полюбили, голосуют за нее ногами. В противном случае проект был бы совсем искусственным. Но, если исходить из заявлений руководства «лесников», «Тосно» рассчитывают на финансовую поддержку Ленобласти – а вот это уже каламбур. Тогда надо, как Галицкий, строить свой стадион, иначе зачем это все региону. А деньги шефы «Тосно» уже считают.

Поклонники "Тосно"/ Фото: © Эдгар Брещанов и Василий Пономарёв

Максим Левченко, совладелец Fort Group, недавно опубликовал на своей страничке Facebook*, в частности, следующее:

– Если во второй лиге финансовые аппетиты «Тосно» вписывались в разблюдовку Fort Group, то уже в ФНЛ мы почувствовали, что становится тяжко. Вместо чеков из «Макдональдса» нам начали приносить счета из ресторана авторской кухни. Бюджет команды вырос значительно, траты увеличивались в геометрической прогрессии. Чтобы не быть голословным: расходы на команду в текущем сезоне, длящемся 12 месяцев, могут составить до полумиллиарда рублей.
Ситуация очевидна: при существующей кредитной нагрузке на FG и наших планах развития тянуть в одиночку лямку ежемесячных, по факту ─ благотворительных, отчислений на футбол не просто накладно, но даже рискованно. Ведь поддержка команды должна быть не обузой, а удовольствием для ее владельцев и спонсоров. Не скрою, от перманентного одиночества периодически возникает желание… нет, не сунуть голову в петлю, а слить «Тосно» в унитаз. Сделать это, поверьте, очень легко, гораздо проще, чем выйти из убыточного бизнеса.
Мы пытаемся получить хоть какую-нибудь поддержку в регионе, где команда официально зарегистрирована. Участок в Кудрово мог бы стать неплохим местом для постройки современного стадиона в Ленинградской области и инструментом для поддержки команды.
Fort Group был готов построить инфраструктуру и коммерческое жилье по соседству, отбив часть затрат на возведение стадиона и содержание команды. Увы, проект застрял на начальном этапе согласований. Правда, ходят слухи, что губернатор Александр Дрозденко ведет переговоры о спонсорстве с крупными компаниями, работающими в Ленобласти. Ждем-с.

Ждем-с. Вопросов действительно много.

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Динамо Мх Динамо Мх 5 892 200 340 9 347 2 437 
 Черноморец Черноморец 4 548 154 642 6 458 2 637 
 Енисей Енисей 2 693 91 571 3 591 1 795 
 Арсенал Тл Арсенал Тл 3 035 103 212 3 310 2 761 
 Тюмень Тюмень 2 887 98 158 3 108 2 665 
 Сокол Сокол 2 607 88 653 3 022 2 191 
 КАМАЗ КАМАЗ 2 188 74 402 2 224 2 152 
 Торпедо М Торпедо М 2 385 81 118 1 969 2 802 
 Шинник Шинник 2 023 68 802 1 963 2 083 
 СКА-Хабаровск СКА-Хабаровск 1 972 67 051 1 815 2 128 
 Волгарь Волгарь 2 050 69 708 1 650 2 450 
 Кубань Кубань 1 787 60 779 1 464 2 110 
 Химки Химки 2 407 81 850 1 341 3 472 
 Акрон Акрон 1 763 59 967 992 2 534 
 Ленинградец Ленинградец 1 685 57 299 958 2 411 
 Нефтехимик Нефтехимик 1 376 46 799 750 2 002 
 Родина Родина 2 045 69 547 670 3 420 
 Алания Алания 1 793 60 972 503 3 083 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх