Возвращение «сорок»

04 мая 2010 22:20

За последние шесть лет «Ньюкасл» проделал путь от Лиги чемпионов до вылета из премьер-лиги. Но достигнув крайней точки падения, одна из популярнейших команд Англии сумела вернуться в класс сильнейших.

Очищение чемпионшипом

Свершилось. «Ньюкасл» вновь в премьер-лиге. Начавшийся в 2004 году кризис достиг своего апогея в прошлом сезоне, и команда стала выздорвливать. Руководство клуба, наделавшее за последние годы множество ошибок и перепробовавшее все неправильные варианты, доверилось Крису Хьютону, который сохранил костяк команды и подтянул к основе талантливую молодежь. Этого оказалось достаточно, чтобы «Ньюкасл» одержал уверенную победу в чемпионшипе и обеспечил себе место в премьер-лиге.

На данный момент никто не может дать гарантий, что эта самобытная команда в обозримом будущем вернется на былые высоты. Но очевидно, что самое страшное уже позади. Управленческий кризис преодолен. Теперь у «сорок» есть все необходимое для поэтапного развития.

Фатальная ошибка Шеперда

Беды «Ньюкасла» начались в 2004 году. Тогдашний президент клуба Фредди Шеперд после неудачного старта уволил с поста рулевого команды ныне покойного сэра Бобби Робсона. Патриарх английского тренерского цеха был непререкаемым авторитетом для местных болельщиков, и его отставка вызвала бурю негодования среди поклонников «сорок». В случае приглашения достойного сменщика Шеперду могли простить увольнение Робсона. Но его выбор пал на давно исчерпавшего себя Грэма Сунесса. Ни шотландец, прозванный Неудачником за регулярные провалы, ни заменивший его директор детской академии клуба Гленн Редер не справились со своими обязанностями. «Ньюкасл», боровшийся при Робсоне за место в Лиге чемпионов, превратился в типичного середнячка. Поклонники «сорок» возненавидели Шеперда за столь неудачный выбор наставников, приведший к провальным результатам.

В северном городке Ньюкасл, где круглый год идет дождь, основное увлечение людей — это футбол. Болельщики, регулярно заполняющие под завязку трибуны 53-тысячного «Сент-Джеймс Парк», имеют огромный вес и влияние. И именно их массовые акции протеста вынудили Шеперда продать свою долю акций миллионеру Майклу Эшли и покинуть клуб.

Война против Эшли

Поначалу поклонники «сорок» с воодушевлением восприняли новость о покупке клуба бизнесменом Эшли, согласившимся покрыть долги «Ньюкасла». Новый владелец всячески пытался понравиться болельщикам и стать для них своим. Миллионер с типичным пивным животиком частенько заглядывал в пабы, облачившись в клубную футболку, наблюдал за матчами команды не в почетной ложе, а вместе с рядовым зрителями. И, самое главное, уволив Сэма Эллардайса в январе 2008 года, назначил главным тренером любимца местной публики — Кевина Кигана.

Казалось, что «сороки», начавшие набирать обороты, в следующем сезона смогут побороться за места в еврокубковой зоне. Но уже в сентябре 2008 года Киган подал в отставку из-за разногласий с Эшли по трансферным вопросам. Недовольство действиями нового руководителя постепенно нарастало. «Ньюкасл» во главе с Джоном Кинейром медленно но верно катился в пропасть. Алану Ширеру, сменившему заболевшего ирландца, не хватило тренерского опыта, чтобы спасти ставший родным клуб от вылета в чемпионшип.

Понижение в классе стало трагедией для болельщиков. Они объявили настоящую войну Эшли, требуя, чтобы он выставил клуб на продажу. Демонстрации у стадиона стали носить повседневный характер. Фанаты специально не покупали продукцию, производимую фирмами Эшли, и призывали всех следовать их примеру. Бизнесмену ничего не осталось, как подчиниться воле болельщиков.

«Я очень любил брать детей на футбол, чтобы они окунулись в незабываемую атмосферу. Однако сейчас, как отец, боюсь приводить своих детей на стадион, так как на нас могут напасть. Я выставил клуб на продажу. Надеюсь, что будущий владелец будет делать то, чего хотят фанаты – вкладывать большое количество денег. Болельщики захотели моего ухода, я их послушал и сделал то, что должен был сделать», — заявил Эшли.

Но договориться с потенциальными покупателями ему никак не удавалось. Тогда отчаявшиеся фанаты вознамерились реализовать испанскую модель, при которой все акции принадлежат болельщикам (членам клуба), выбирающим президента и контролирующим руководство. Ради того, чтобы избавиться от Эшли, поклонники «сорок» готовы были выкупить акции «Ньюкасла». Они взяли на вооружение предвыборный лозунг Барака Обамы — Yes, we can! (Да, мы можем). Но, в отличие от президента США, своей цели не достигли. Эшли снял клуб с продажи и пообещал постепенно инвестировать в развитие команды необходимые средства. Со временем все устаканилось.

Сезон Хьютона

Что ни делается — все к лучшему. Видимо, руководству «Ньюкасла» нужно было дойти до крайней точки падения и оказаться в чемпионшипе, чтобы отрезветь. В конце сезона 2008-2009 гг. большинство специалистов предрекало «сорокам» судьбу «Лидс Юнайтед», сгинувшего в пучине низших дивизионов. Но все получилось с точностью до наоборот. На фоне пертурбаций с возможной продажей клуба Эшли не стал приглашать именитого специалиста, а сделал ставку на Криса Хьютона, выполнявшего функции второго тренера. Темнокожий ирландец, получивший шанс избавиться от приставки и.о., сполна им воспользовался. Удержав в команде опытных Фабрисио Колоччини, Кевина Нолана, Стива Тейлора, Никки Батта, Хонаса Гутьерреса, Джоуи Бартона и Шолу Амеоби, Хьютон при этом дал дорогу молодым, которые органично вписались в основу команды. В частности, долговязый Энди Кэрролл стал ударной главной силой «Ньюкасла» в атаке.

«Сороки» на одном дыхании провели сезон, не оставив конкурентам ни единого шанса на первое место. Но роль Хьютона в успехах команды явно недооценена. Ряд экспертов, в том числе и обозреватель BBC Алан Ширер, уверены, что «Ньюкасл» победил в чемпионшипе, поскольку оказался в более слабой лиге и просто-напросто выехал на классе. Но все-таки за сезон команда заметно изменилась в лучшую сторону и сейчас ничуть не похожа на тот безвольный коллектив, вылетевший из премьер-лиги в 2009 году. И это, прежде всего, заслуга Хьютона.

Артуш Мкртчян, Sportbox.ru
 

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх