«Если Хэмилтон – великий, то кто тогда Сенна и Прост?»
Пятое чемпионство Льюиса Хэмилтона разделило автоспортивный мир на два лагеря. Британец вошел в тройку самых титулованных пилотов за всю историю «Формулы-1», но далеко не все готовы занести его в список живых легенд и величайших гонщиков. Журналисты Sportbox.ru Максим Иванов и Илья Буяев не остались в стороне от этого спора.
Иванов: Забавно, что сам по себе этот титул Хэмилтона вообще никого не интересует – все сошли с ума именно от цифры «5». Ни одно крупное СМИ не обошлось без опроса своих читателей на тему величия Льюиса и его места в истории. Не припомню такого после пятого, шестого или седьмого чемпионства Михаэля Шумахера. Значит, какие-то сомнения все-таки есть. Причем даже среди британцев, хотя, казалось бы…
Через кучу лет этот вопрос потеряет актуальность, потому что со статистикой спорить будет глупо. Но вот именно здесь и сейчас никаким величием от Льюиса, простите, не пахнет. Безумно талантливый и одаренный от природы парень два раза сел в кокпит лучших на конкретный момент машин. Все. Против такого сочетания что-либо поделать невозможно. И в чем тогда величие? Хэмилтон – прекрасный гонщик, лучший в своем поколении, но ни разу не легенда. Пока.
Буяев: Ты реально думаешь, что Льюис всегда выступал на лучших машинах? В 2008-м «Макларен» вряд ли можно было назвать «самовозом». Уровень «Феррари» не позволял. А ведь именно тогда Хэмилтон взял первый титул. Что касается цифры «5», то ее значение понять легко. Для поколения фанатов, не видевших в деле Стюарта, Брэбема, Сенну и Проста, легендой номер один всегда был Шуми. Но однажды в жизни каждого наступает момент, когда жить старым надоедает. Вот тогда и начинаются особенно активные поиски современника, способного приблизиться к эталону. До этого сезона претендентов было двое – Феттель и Хэмилтон. Теперь остался один. Он пока еще не легенда, но второй после формульного бога уж точно.
Иванов: Хэмилтон – второй по количеству, но никак не по качеству. Я не говорю, что он всю жизнь ездил на «самовозах», но начал он с «Макларена», который в конце нулевых еще был на пике, тогда как «Феррари» начинала сдавать. Затем был «Мерседес», подмявший под себя вернувшуюся турбо-эру. Вся формульная карьера прошла для Льюиса в тепличных условиях. Он не работал над развитием машины, над становлением команд – он сразу получал все готовое. Величие – это в том числе и преодоление. Что и когда преодолевал Хэмилтон? Руководство всегда было за него, он везде был первым номером. А еще он очень удачно на старте карьеры разыграл карту под названием «Это потому что я черный?», так что судьи и лично Чарли Уайтинг всегда были мягки с британцем. От греха подальше. Ты назвал Феттеля – у Себа в послужном списке есть поул и победа на откровенном ведре. Тот успех в Монце до сих пор остается единственным у «Торо Россо» и, наверное, больше никогда не будет повторен. Ты вспомнил Сенну и Проста – в их руках тоже были «самовозы», но они боролись друг с другом, и один другого не пропускал по приказу из боксов. А что там у Льюиса на этот счет? Росберг один раз не стал слушаться боссов, забрал титул у их любимца и моментально был отправлен на все четыре стороны. Или кто-то реально думает, что Нико внезапно устал от «Формулы-1»? Ну-ну. Но «Мерседес» больше не наступит на эти грабли. В распоряжении Хэмилтона теперь есть послушный дворецкий, на фоне которого Баррикелло и Масса кажутся теми еще бунтарями. Забавно наблюдать за теми, кто недоумевает, по какой же причине немцы продлевают Боттаса, не давая шанс Окону. Ну так вот, я все же хочу получить ответ на вопрос: если Хэмилтон – великий, то кто же тогда Сенна и Прост?
Буяев: Сенна и Прост – легенды. Как и Шуми, как и Лауда. В этот список можно добавить еще пару фамилий. Правда, среди них не будет ни Хэмилтона, ни Феттеля. Возможно, позже они появятся. Но не сейчас. Легенда – это нечто большее, чем просто куча титулов. Это скорее вопрос восприятия их личностей, их харизмы. На этот вопрос нужно отвечать сердцем, а не вооружившись статистикой. Сенна выиграл лишь три титула. Это не так много в сравнении с Льюисом и откровенно мало в сравнении с Шуми. Но бразилец был весной автоспорта, ее сердцем и рыцарем. А его трагическая гибель только прибавила ему поклонников. Больше всего я боюсь, что в моих словах кто-то усмотрит цинизм. Но, поверьте, его в них нет ни капли. Своя собственная трагедия навсегда впечаталась и в образ другой легенды – Ники Лауды. Слава Богу, Прост не пережил чего-то подобного. Но, положа руку на сердце, легендой его сделало именно противостояние с Сенной. Ты написал про то, что Хэмилтон выпячивает свое африканское происхождение. Возможно, это так. Но нравится это тебе или нет – он реально первая звезда «Ф-1», в жилах которого течет кровь выходцев с Черного континента. Он первый, и это навсегда останется в истории. А вот будет хоть кто-то помнить заслуги Феттеля перед «Торо Россо» лет через 10 – очень большой вопрос… Ты пишешь, что на Льюиса работает некий финский дворецкий, а руководство «Мерседеса» всеми силами оберегает свою звезду. Но тогда ответь на два вопроса. Первый – сколько участников рейтинга самых титулованных пилотов в истории Ф-1 были в иных условиях? Второй – ты что, не считаешь Михаэля легендой?
Иванов: Еще раз. Сенна и Прост могли опережать весь пелотон хоть на несколько кругов, но всегда боролись между собой, будучи напарниками. Их соперничество навсегда вписано в историю автоспорта золотыми буквами. Хэмилтон и Алонсо, боровшиеся между собой в 2007-м, вошли в историю как два эпических неудачника, подаривших титул Кими. Что до Михаэля, то он обрел свой статус еще до пяти чемпионств с «Феррари». Он стал великим не из-за рекордов, а благодаря действиям на трассе. Он был Сенной и Простом в одном лице – и профессором, и бунтарем. Он вытворял на трассе как гениальные вещи, так и совершенно возмутительные. И благодаря этому стал великим. Хэмилтон стабильный пилот без слабых мест, но вообще не герой – ни положительный, ни отрицательный. Разве что в переговорах со своим инженером, да в Инстаграме*. В нем вообще нет никакого огня, он робот. Тот же Феттель хотя бы живет гонками, каждую из которых старается выиграть, что приводит порой к глупым ошибкам. А что делает на треке Хэмилтон? Просто едет. Машина позволяет – будет победа, нет – сойдет любое место. Вспомнишь хоть что-нибудь яркое на трассе в исполнении Льюиса? А можешь себе представить, чтобы он в боксах пошел бить кому-нибудь морду, как это делали Сенна и Шумахер? Не говорю, что это похвально и правильно, но это показывает, как одни выгрызали свое место в истории, а другие получили его просто так.
Буяев: Прочитав твой ответ, мне захотелось засмеяться. И задать вопрос. Хэмилтон – робот? Да, он просто едет. А что ему делать, если под ним лучший болид, который со старта возглавляет пелотон? А Феттель в эпоху самовозного «Ред Булла» не просто ездил? А Шумахер? Я только начал, но мне уже надоело ставить знаки вопроса после каждого предложения. К сожалению, придется. Мой ответ станет одним большим вопросом. Но так и быть, поехали. Тебе не хватает яркости в исполнении Хэмилтона? Просто вспомни, что это – один из самых быстрых пилотов «Ф-1». И он рискует, когда это необходимо. Хэмилтон не герой? Смотря что называть геройством. Он – первый темнокожий пилот «Ф-1», первый чемпион мира. Значит для какой-то отнюдь не малочисленной группы болельщиков он – герой. В нем вообще нет огня? Ты говоришь это про самого медийного пилота в истории «Ф-1»? Хэмилтон – первый полноценный селебрити от «королевских гонок». Он выглядит, как звезда хип-хопа, встречается с самыми желанными женщинами мира. Он нравится мне тем, что в нем есть что-то от моего самого любимого пилота. Единственное, что их отличает – Эдди Ирвайн бил морды больше, чем Сенна и Шуми вместе взятые. Тут ты прав, я не могу представить Хэмилтона в этой роли. Но «выгрызать место в истории» можно и другими способами. Иначе Флойд Мейвезер никогда не добился бы той популярности, что была у Майка Тайсона. Да, мы обсуждаем не бокс, а «Ф-1». Но правила одни. Есть вопросы? Думаю, нет. Раунд!
Иванов: Неплохой текст для колонки в женском журнале, но не для спортивных ресурсов. Ирвайн от такого сравнения подавился бы стаутом в дублинском пабе. Пока Шумахер настраивал машины «Феррари», Эдди надевал свитер и подкатывал ко всем женщинам в паддоке, абсолютно не готовясь к предстоящей гонке. Хэмилтон же навешивает на себя самые яркие цацки, встает на самокат и катит от своего личного психотерапевта, которая бегает за ним с зонтиком. Измельчали не только чемпионы, но и мужики. Но вернемся к теме нашего спора. Судя по твоим ответам, Льюиса ты считаешь великим гонщиком «Формулы-1» во многом из-за цвета его кожи. Что-то слабоват набор достоинств для матери-истории…
Буяев: Льюиса я считаю великим не из-за цвета кожи, а из-за его вполне себе осязаемых достижений. Цвет кожи – это скорее дополнение, добавляющее значимости ему, как фигуре в истории мирового спорта. Ты пишешь, что Льюис – пример «измельчавшего мужика». Лишь на основании того, что он вместо «покатов к женщинам» ездит на самокате в сопровождении личного психотерапевта. Но забываешь упомянуть, к примеру, случай с племянником Хэмилтона, которому дядя сказал «мальчики не носят платья». Это смелый поступок для человека, живущего в Европе. Думаю, все поняли, к чему я веду. Льюиса либо любят, либо ненавидят. Третьего не дано. 12 сезонов, 2 команды, 5 титулов, миллионы фанатов и столько же хейтеров. Вот что делает Хэмилтона великим. Уверен, через пару лет, когда достижение Михаэля будет повторено, мы назовем Льюиса легендой.
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
- Пилот «Мерседеса» Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Великобритании «Формулы‑1»
- Норрис показал лучшее время во второй тренировке домашнего Гран‑при «Формулы‑1», Ферстаппен — 7‑й
- В Германии арестовали экс‑сотрудника службы безопасности Шумахера по подозрению в шантаже семьи спортсмена
- Норрис показал лучшее время по итогам первой тренировки Гран‑при Великобритании, Ферстаппен — четвертый
- Британец Берман будет выступать за «Хаас» в «Формуле‑1» с 2025 года
- Рассел победил на Гран‑при Австрии «Формулы‑1», Ферстаппен упустил лидерство из‑за столкновения с Норрисом
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл спринт на этапе чемпионата «Формулы‑1» в Австрии
- Ферстаппен столкнулся с техническими проблемами, но показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Австрии
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Испании, Норрис после старта с поула финишировал вторым
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Испании, опередив Ферстаппена на 0,020 секунды
- Сайнс показал лучшее время в третьей тренировке Гран‑при Испании, Ферстаппен — 4‑й
- Хэмилтон показал лучшее время во второй практике Гран‑при Испании, Ферстаппен — 5‑й
- Неожиданная победа российского спорта в суде. Американцы дорого заплатят за грабеж
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Испании
- Ферстаппен победил на Гран‑при Канады, Норрис — второй, оба пилота «Феррари» сошли
- Пилот «Мерседеса» Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Ферстаппен — пятый
- Руководитель «Макларен» сделал татуировку в честь первой победы Ландо Норриса в «Формуле‑1»
- Хэмилтон признался, что мочился в комбинезон во время гонки
- Леклер впервые в карьере выиграл домашний Гран‑при Монако, одержав шестую победу в «Формуле‑1»
- Три машины, включая «Ред Булл», попали в крупную аварию на первом круге Гран‑при Монако
- Леклер завоевал для «Феррари» поул‑позицию в Монако, прервав рекордную серию Ферстаппена
- Хэмилтон показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Монако, Ферстаппен — 11‑й
- Леклер, Норрис или Сайнс? Эксперты определили основных конкурентов Ферстаппена на Гран-при Монако
- Семья Шумахера отсудила компенсацию у немецкого журнала за фальшивое интервью
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Эмилии‑Романьи, Норрис стал вторым, проиграв менее секунды на финише
- Ферстаппен показал лучшее время в квалификации Гран‑при Эмилии‑Романьи, Пиастри — второй
- Леклер показал лучшее время во второй тренировке Гран‑при Эмилии‑Романьи
- Леклер стал лучшим в первой тренировке Гран‑при Эмилии‑Романьи, «Феррари» привезла на этап модернизированную машину
- Льюис Хэмилтон исполнит роль в одном из самых дорогих фильмов в истории кинематографа
- Норрис выиграл Гран‑при Майами и одержал первую победу в карьере
- Ферстаппен выиграл спринт на Гран‑при Майами «Ф‑1»
- Феттель вернется за руль болида «Формулы‑1» в Имоле, чтобы почтить память Айртона Сенны
- Ферстаппен может перейти в «Мерседес» на место Хэмилтона, переговоры пройдут в мае
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Испанский мотогонщик Эспаргаро получил тяжелые травмы после падения на Гран-при Португалии в классе MotoGP
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
- Испанский мотогонщик Фалькон погиб из‑за последствий аварии на ралли «Дакар»
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru