Пора прощаться. Масса и Баттон оставили «королеву автоспорта»
В 2016 году со статусом пилотов «Больших Призов» простились сразу два маститых ветерана: британец Дженсон Баттон и бразилец Фелипе Масса. Sportbox.ru попытался сравнить карьерные пути теперь уже экс-гонщиков «Формулы-1» и определить, своевременно ли они приняли такое решение.
Дебют в «королевских гонках»
Первый сезон в «Ф-1» сложился для тогда еще новичков по-разному: один по его итогам стал любимчиком паддока и блистал на обложках глянцевых журналов, а другой получил статус «крашера» и был переведен в ранг третьего пилота. Но обо всем по порядку.
Баттон попал в элиту автоспорта в 2000 году, будучи 20-летним юнцом, подающим большие надежды. Его первой командой в «Формуле-1» стал «Уильямс», в составе которого также выступал опытный Ральф Шумахер. Дженсон мог заработать очки уже в первой гонке сезона, однако не добрался до финиша из-за отказа двигателя. В целом дебют в «королевских гонках» для британца прошел довольно неплохо: по итогам года он сумел занять восьмое место в личном зачете с 12-ю очками на счету.
Масса пробрался в «Формулу-1» двумя годами позже. Благодаря своему участию в различных молодежных чемпионатах Италии ему удалось привлечь внимание боссов «Феррари», которые перед сезоном-2002 отправили бразильца в подшефную команду — швейцарский «Заубер». С самого старта чемпионата Масса стал демонстировать «навыки» типичного новичка: часто ошибался, становился причиной серьезных аварий и попросту не доезжал до финиша. После такого блеклого сезона в исполнении бразильца руководство «Заубера» приняло решение отправить его на место тест-пилота. Однако Массе удалось вернуться уже год спустя.
Первые успехи: победный 2006-й
После блистательного дебюта Баттон «словил звезду» и его результаты стали заметно ухудшаться. Отметим, конечно, что и машина не всегда позволяла бороться за достойные позиции. Однако в 2004 году британец вместе с Такумой Сато, выступающие за BAR, получили в распоряжение довольно быстрые болиды. Именно в этом сезоне Баттон завоевал первый поул («Гран-приСан-Марино») и впервые попал на пьедестал почета (третье место на «Гран-при Малайзии»). Первой виктории пришлось ждать чуть дольше — на высшую ступень Баттон поднялся после своего 113-гоГран-при в «Ф1» в Венгрии.
https://twitter.com/megasportsworld/status/754865856207687680Первая победа Массы в «Формуле-1» также пришлась на 2006 год («Гран-при Турции») во время его дебютного сезона в составе «Феррари». По итогам чемпионата он даже попал в тройку сильнейших в общем зачете, уступив только Фернандо Алонсо из «Рено» и своему напарнику Михаэлю Шумахеру.
https://twitter.com/GinaBoldizsar/status/771433419293265921Счастливчик из Англии и чемпион на 30 секунд
За всю карьеру Баттона в «Формуле-1» нельзя припомнить такого досадного случая, после которого ему можно было бы искренне посочувствовать. Да, несколько сезонов в исполнении британца вышли откровенно несуразными, но разве по-другому в «Ф-1» бывает? Он сумел завоевать титул чемпиона мира за рулем быстрейшего «Брауна», провел в чемпионате 17 (!) сезонов и за это время оформил 15 побед и 50 призовых мест. Где бы Дженсон не очутился — он всегда был к месту.
https://twitter.com/hopeful_sam/status/801801445347561472Карьеру Массы также можно назвать довольно успешной: 14 сезонов, 11 побед и 41 призовое место. Однако бразильцу так и не удалось завоевать главную награду — титул чемпиона мира.
В 2008 году Фелипе проводил очень хороший сезон и был как никогда близок к заветной короне. Победа в чемпионате определялась в последней гонке в Бразилии, которая проходила для любимца публики «как по маслу». Масса финишировал первым, однако его главный конкурент Льюис Хэмилтон в последние мгновения гонки сумел отыграть важнейшую пятую позицию и с разницей всего в одно очко опередил бразильца в чемпионате. Такой расклад стал крайне неожиданным для Массы и его близких, которые уже готовились открывать победное шампанское. С тех пор за Фелипе закрепилось удручающее прозвище: «чемпион на 30 секунд».
https://twitter.com/ImagenesF1/status/630126019643637760Казалось бы, с такой машиной можно попробовать завоевать титул уже в следующем сезоне, но смена технического регламента отбросила «Феррари» с позиции лидера, а Масса и вовсе раньше срока завершил чемпионат из-за ужасной аварии и вернулся за руль лишь в 2010 году.
https://twitter.com/OnThisDayF1/status/757600060607782913Закат карьеры для Массы и вторая молодость Баттона
С началом нового десятилетия и Масса, и Баттон столкнулись с очередным вызовом: они оба получили в напарники сильнейших пилотов последних лет. С приходом Алонсо в «Феррари», бразильца отодвинули на второй план и негласно присвоили ему статус «подручного». Уже на «Гран-при Германии» 2010 года Масса, а вместе с ним и весь мир, услышали фразу, которая в последствии стала крылатой: «Fernando is faster than you. Can you confirm you understand that message?».
https://twitter.com/Jaimefmacias/status/370934177291460609Следующие три года Фелипе продолжал находиться в тени двукратного чемпиона, однако пилотам удалось сохранить хорошие отношения:
— Алонсо всегда относился ко мне хорошо, между нами никогда не было проблем, но было приятнее опережать его, чем находиться позади, — сказал Фелипе.
В то же время Баттон, перебравшийся в «Макларен» после чемпионского года в «Брауне», не стушевался перед Хэмилтоном. Уже в следующем сезоне Дженсон стал первым напарником Льюиса, который смог опередить его по очкам. 2011-й год вообще стал одним из самых ярких в карьере Баттона: он оформил вице-чемпионство, добился победы в 200-мГран-при, выиграл интереснейшие гонки в Канаде и Японии. Именно после этого чемпионата Баттон закрепил за собой звание блестящего стратега, а на командных мостиках в сложных тактических ситуациях все чаще придерживались позиции: «Не знаешь как поступить — делай как Баттон».
https://twitter.com/UWRacing/status/802033353251835905Последние годы и прощание с «Формулой-1»
После ухода Хэмилтона в «Мерседес» Баттон уверенно разобрался с более молодыми напарниками Серхио Пересом и Кевином Магнуссеном. Когда «Макларен» объявил о начале сотрудничества с «Хондой», к британцу присоединился бывший партнер Массы Алонсо. Сезон вышел провальным, команда заняла последнее место в Кубке конструкторов, но Баттону удалось опередить двукратного чемпиона в личном зачете (16 очков против 11-ти). В 2016 году Дженсон напротив с треском уступил Алонсо по всем параметрам, закончив чемпионат с отставанием в 33 очка. Так Баттон еще не проигрывал никогда.
Не лучшим образом дела шли и у Массы. С 2014 года он перешел в «Уильямс», который на тот момент считался крепким середняком чемпионата. Однако бразилец, амбиции которого были слегка придавлены в «Феррари», продолжал оставаться вторым номером и здесь, год из года проигрывая финну Вальттери Боттасу. За несколько гонок до завершения сезона-2016 Масса объявил о том, что покидает чемпионат.
Прощание Фелипе Массы— Последние месяцы я много думал о своём будущем и принял решение, что в конце нынешнего сезона уйду из «Формулы-1».
Баттон одним из первых отрегировал на данное заявление, назвав решение Массы очень смелым.
— Я гоняюсь с Фелипе с начала его карьеры в «Ф-1», мы 15 лет находимся в одном пелотоне. Всегда возникает странное чувство, когда кто-то уходит из спорта, тот, кто достиг многих побед, — сказал Баттон. — Но у всех у нас есть свои собственные причины. Это смелое решение, но то, что он заканчивает, вероятно, правильно.
Всего через два дня в прессе появилась информация о том, что британец подписал двухлетний контракт с «Маклареном», однако пропустит следующий сезон «королевских гонок» и будет помогать коллективу в доводке машины. Несмотря на позитивные новости, фанаты 36-летнего британца насторожились. И не зря: перед последней гонкой сезона в Абу-Даби Дженсон дал понять, что не собирается возвращаться в «Формулу-1» в качестве боевого пилота:
— Я подхожу к предстоящему гоночному уик-энду с мыслью о том, что это будет моя последняя гонка. Думаю, так будет лучше. На данный момент я не хочу соревноваться в «Формуле-1» после этого сезона. Это правда, что у меня есть контракт до 2018 года, но сейчас я не собираюсь участвовать в гонках в 2018-м.
В заключительной гонке британец финишировать не смог, а Масса занял девятое место.
Своевременное решение
Всегда грустно, когда такие гонщики покидают «Формулу-1». Но смена поколений неизбежна, и на каждое место, занимаемое ветераном, претендует добрый десяток перспективных молодых пилотов. Стоит признать, что и Баттон, и Масса задержались в «Формуле-1» максимально надолго, и, наверное, сейчас самое время уйти, оставив о себе исключительно приятные воспоминания. На трассе они всегда вели честную борьбу, со СМИ были предельно корректными, с болельщиками — открытыми. За это их и полюбили, и теперь уже вряд ли забудут.
Что дальше?
Самый главный вопрос, на который Баттону и Массе предстоит ответить в ближайшее время. Британцу в этом плане намного проще — у него есть двухлетний контракт с «Маклареном». Пока он может просто помогать команде на базе и в боксах, а в свободное время заниматься любимым триатлоном. Однако гонщик не исключает, что уже в следующем году попробует свои силы в ралли-кроссе.
— В следующем году я буду наслаждаться жизнью в собственном ритме, — отметил Баттон. — Буду чаще соревноваться в картинге и, вероятно, попробую свои силы в ралли-кроссе. Все те, кто знаком с моей биографией, знают, что этот спорт для меня родной. Я рос на трассах для ралли-кросса, когда в середине 80-х там выступал мой отец Джон. Без него и моей любви к ралли-кроссу я бы никогда не стал чемпионом мира в «Формуле-1».
Масса же представляет продолжение своей автоспортивной карьеры в несколько ином виде:
— Ко мне обращались некоторые заинтересованные люди, но нужно время, чтобы всё обдумать и принять наилучшее решение, — сказал Масса. — Я продолжу выступать в гонках. Мне просто нужно сделать правильный выбор, чтобы продолжать получать удовольствие. Не думаю, что перейду в сток-кары или IndyCar. Это может быть ДТМ, WEC или «Формула-E».
Что ж, судя по предварительным вариантам, пути этих гонщиков отныне разойдутся. Нет сомнений в том, что впереди их ждет не менее успешная жизнь. Кто знает, быть может Баттон и Масса еще посоперничают друг с другом на трассе, но уже в другом чемпионате.
Так или иначе, спасибо за все!
Светлана Метелкина, Sportbox.ru
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
- Отца пилота «Ред Булл» Серхио Переса госпитализировали в предынфарктном состоянии после аварии сына на Гран‑при Азербайджана
- Пиастри выиграл Гран‑при Азербайджана «Формулы‑1», Сайнс и Перес столкнулись и разбили машины на предпоследнем круге
- Расселл стал лучшим в третьей практике на Гран‑при Азербайджана, Ферстаппен — пятый
- Ферстаппен показал лучшее время на первой тренировке Гран‑при Азербайджана, Леклер разбил болид
- Конструктор чемпионских болидов «Ред Булл» с 2025 года будет работать в «Астон Мартин»
- Пилот «Феррари» Леклер попал в ДТП на улицах Монако
- Пилот «Феррари» Леклер выиграл Гран‑при Италии и одержал вторую победу в сезоне «Формулы‑1»
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Италии «Формулы‑1», Ферстаппен — седьмой
- Пилот «Мерседеса» Хэмилтон выиграл третью тренировку Гран‑при Италии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Италии, Леклер — второй
- «Уильямс» заменил Сарджента по ходу сезона «Формулы‑1», его место займет аргентинец Колапинто
- Норрис выиграл Гран‑при Нидерландов «Формулы‑1», Ферстаппен стал вторым
- Пилот «Макларена» Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Нидерландов «Формулы‑1»
- Гасли показал лучшее время в третьей тренировке Гран‑при Нидерландов, Ферстаппен — 17‑й, Сарджент разбил машину
- Норрис опередил Ферстаппена в первой тренировке Гран‑при Нидерландов
- Австралийский гонщик Джек Дуэн подписал контракт с «Альпин» на сезон‑2025
- Российский гонщик Шварцман заменит Боттаса в первой тренировке Гран‑при Нидерландов «Формулы‑1»
- В результате взрыва на трассе «Формулы‑1» в Германии пострадали 22 человека
- Расселл дисквалифицирован после гонки Гран‑при Бельгии, победителем стал Хэмилтон
- Расселл выиграл Гран‑при Бельгии, Хэмилтон – второй, Ферстаппен опередил Норриса
- Ферстаппен показал лучшее время в квалификации Гран‑при Бельгии, но с поула будет стартовать Леклер
- Эстебан Окон подписал многолетний контракт с командой «Хаас»
- Пилот «Макларена» Пиастри одержал первую победу в «Формуле‑1», став победителем Гран‑при Венгрии
- Норрис показал лучшее время в квалификации Гран‑при Венгрии, Ферстаппен — третий
- Норрис показал лучшее время во второй тренировке Гран‑при Венгрии, Леклер разбил машину
- Пилот «Мерседеса» Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Великобритании «Формулы‑1»
- Норрис показал лучшее время во второй тренировке домашнего Гран‑при «Формулы‑1», Ферстаппен — 7‑й
- В Германии арестовали экс‑сотрудника службы безопасности Шумахера по подозрению в шантаже семьи спортсмена
- Норрис показал лучшее время по итогам первой тренировки Гран‑при Великобритании, Ферстаппен — четвертый
- Британец Берман будет выступать за «Хаас» в «Формуле‑1» с 2025 года
- Рассел победил на Гран‑при Австрии «Формулы‑1», Ферстаппен упустил лидерство из‑за столкновения с Норрисом
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл спринт на этапе чемпионата «Формулы‑1» в Австрии
- Ферстаппен столкнулся с техническими проблемами, но показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Австрии
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Испании, Норрис после старта с поула финишировал вторым
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru