Овалы, треугольники и даже самолет. Самые странные конфигурации трасс «Формулы-1»
В грядущие выходные «Формула-1» проведет вторую подряд гонку в Бахрейне, но уже не на привычной нам конфигурации. «Внешний» трек, как следует из названия, проходит только снаружи, как бы огибая «Сахир» и исключая из него внутреннюю часть — с 5 по 12 повороты.
Подобный вид трека довольно необычен и экспериментален для современной «Ф-1». Мы решили вспомнить, какие еще трассы со «странной» конфигурацией посещала «королева автоспорта».
Айн-Диаб (Гран-при Марокко, 1958 год; в 1957-м проходила вне зачета)
Это трасса общей протяженностью в 7,600 километров была построена в 1957 году и проложена на дорогах общего пользования между городами Касабланка и Аземмур. Ее конфигурация чем-то напоминала «внешний» Бахрейн — в Айн-Диаб не было внутренних секций, форма походила на большой прямоугольник со множеством волнистых линий в виде шикан, двух 90-градусных поворотов и двух дуг, подобных знаменитой «Параболике».
https://twitter.com/f1_old/status/451547482149761026В 1958 году она принимала последний этап сезона, во время которого впервые за титул сражались два британца — Стирлинг Мосс («Вануолл») и Майк Хоторн («Феррари). Для победы в чемпионской гонке Хоторну нужно было финишировать не дальше второй позиции — в скудерии решили облегчить ему задачу и попросту применить командную тактику. В те годы машины были довольно хрупкими и легко ломающимися — на этом-то и решили сыграть напарники Майка. Фил Хилл шел вторым и оказывал давление на Мосса, а Хоторн делал то же самое с Тони Бруксом. В итоге Хоторн обогнал Брукса (тот не смог совершить такой маневр в ответ — довел автомобиль до предела и сломал его), и Хилл уже пропустил своего напарника, таким образом дав ему выиграть титул. Эта гонка стала последней для Майка — в 1959-м он объявил о завершении карьеры, и через три месяца после Гран-при Марокко погиб в дорожной аварии. Сам же уик-энд омрачился другой страшной историей. У Стюарт Льюиса-Эванса во время заезда тоже загорелся мотор, но тот, в отличие от Брукса, ушедшего с трассы на своих двоих, легким испугом не отделался. Он получил тяжелые ожоги и скончался через шесть дней в больнице. Опустошенный утратой, Энтони Вандервелл, владелец команды «Вануолл» (первый обладатель кубка конструкторов в «Ф-1»), ее покинул.
Пескара (1957)
Самый длинный трек, на который когда-либо приезжала «Формула-1», — его протяженность составляла 25,8 км. Если Айн-Диаб походил на прямоугольник, то Пескара напоминала треугольник, только внизу вместо прямой линии — куча поворотов различной крутости. Холмистая трасса тоже проходила по дорогам общего пользования и огибала несколько деревень. Она отличалась не только своей конфигурацией, но и долгими прямыми (5,5 км — чуть короче прямой «Мульсан» в Ле-Мане) вкупе не с самыми безопасными виражами. Энцо Феррари даже запретил команде отправляться в Пескару из-за излишней опасности, но пилот красных Луиджи Муссо все же выступил там неофициально.
Овальный «Индианаполис» (1950-1960)
Парад геометрических фигур продолжает «Индианаполис», куда «Формула-1» приезжала не только в начале XXI века. Когда-то знаменитая американская гонка «Инди-500», проходящая на овале, входила в чемпионат «королевских гонок», причем только в личный зачет. В ней практически не участвовали постоянные пилоты «Ф-1» — всему виной были разные регламенты. Да и возить команды за океан, чтобы получить не самую высокую возможность «залезть» в очки, конкурируя с 33 соперниками, было дорого и не очень практично. Зато это дало возможность нескольким пилотам войти в историю и попасть в список победителей Гран-при, одержав именно в «Инди-500» свою единственную победу в «Ф-1».
«Финикс» (1989-1991)
Гран-при США прошел в Финиксе трижды, причем с 1989 по 1990 на одной конфигурации, а последняя гонка — уже на видоизмененной. Трасса проходила по улицам города, напоминая…самолет: десять 90-градусных поворотов, разбавленных двумя прямыми, шиканой и дугами. Трек был широким и позволял обгонять, однако из-за невозможной жары во время первого заезда до конца доехали лишь шесть пилотов из 26 стартовавших. Идея проводить уик-энд летом была явно не самой удачной (учитывая, что главной задачей этого Гран-при в принципе было привлечение внимания и повышение популярности), поэтому на следующие два сезона организаторы сдвинули этап на начало марта.
https://twitter.com/DESxTROYxER43/status/1120490610689966081В 1991-м связку 6-8 поворотов убрали — теперь вместо прямоугольника тот кусок закруглялся и стал походить на голову удава.
Изменения на трассах после гибели Сенны
Борьба за безопасность — одно из самых важных, но при этом трудно принимаемых пилотами и фанатами веяний в автоспорте. Подобное противоречивое восприятие возникает либо из-за непонимания, как-то или иное нововведение поможет, либо из-за непривычного дизайна. За примерами далеко ходить не надо — всего два года назад систему Halo считали «уродской» и «бесполезной», однако она уже не раз доказала свою эффективность, и стала вполне привычной для глаз.
Подобным образом в 1994-м катализатором к действию стала гибель Айртона Сенны. Помимо повышения безопасности автомобилей дело дошло и до трасс. «Сильверстоун» в некоторых поворотах замедлили и сузили, заодно добавив шикану в «Эбби» (эти изменения сохранились до 1996-го), «Имоле» внедрили шиканы в скоростные повороты «Тамбурелло» и «Вильнев», сузили второй «Лесмо» в Монце, поставили временную шикану из шин в Эшториле и Барселоне. Однако главным и самым странным новшеством стала шикана на трассе «Спа-Франкоршам» в связке «О’Руж-Родийон», — в некогда скоростном месте в 1994-м пилотам приходилось замедляться до второй передачи, и вместо зрелищного и быстрого движения получался паровозик.
https://twitter.com/1990sF1/status/1166676838082666496Изменения на «Сахире» связаны не с безопасностью (хотя в минувшее воскресенье эта трасса едва не стала последней в жизни Ромена Грожана), а с разнообразием. Организаторы решили не проводить две подряд гонки в Бахрейне на одинаковой конфигурации, предложив пилотам и болельщикам нечто новое. Уже в эти выходные мы увидим, к каким результатам приведут их старания.
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
- Отца пилота «Ред Булл» Серхио Переса госпитализировали в предынфарктном состоянии после аварии сына на Гран‑при Азербайджана
- Пиастри выиграл Гран‑при Азербайджана «Формулы‑1», Сайнс и Перес столкнулись и разбили машины на предпоследнем круге
- Расселл стал лучшим в третьей практике на Гран‑при Азербайджана, Ферстаппен — пятый
- Ферстаппен показал лучшее время на первой тренировке Гран‑при Азербайджана, Леклер разбил болид
- Конструктор чемпионских болидов «Ред Булл» с 2025 года будет работать в «Астон Мартин»
- Пилот «Феррари» Леклер попал в ДТП на улицах Монако
- Пилот «Феррари» Леклер выиграл Гран‑при Италии и одержал вторую победу в сезоне «Формулы‑1»
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Италии «Формулы‑1», Ферстаппен — седьмой
- Пилот «Мерседеса» Хэмилтон выиграл третью тренировку Гран‑при Италии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Италии, Леклер — второй
- «Уильямс» заменил Сарджента по ходу сезона «Формулы‑1», его место займет аргентинец Колапинто
- Норрис выиграл Гран‑при Нидерландов «Формулы‑1», Ферстаппен стал вторым
- Пилот «Макларена» Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Нидерландов «Формулы‑1»
- Гасли показал лучшее время в третьей тренировке Гран‑при Нидерландов, Ферстаппен — 17‑й, Сарджент разбил машину
- Норрис опередил Ферстаппена в первой тренировке Гран‑при Нидерландов
- Австралийский гонщик Джек Дуэн подписал контракт с «Альпин» на сезон‑2025
- Российский гонщик Шварцман заменит Боттаса в первой тренировке Гран‑при Нидерландов «Формулы‑1»
- В результате взрыва на трассе «Формулы‑1» в Германии пострадали 22 человека
- Расселл дисквалифицирован после гонки Гран‑при Бельгии, победителем стал Хэмилтон
- Расселл выиграл Гран‑при Бельгии, Хэмилтон – второй, Ферстаппен опередил Норриса
- Ферстаппен показал лучшее время в квалификации Гран‑при Бельгии, но с поула будет стартовать Леклер
- Эстебан Окон подписал многолетний контракт с командой «Хаас»
- Пилот «Макларена» Пиастри одержал первую победу в «Формуле‑1», став победителем Гран‑при Венгрии
- Норрис показал лучшее время в квалификации Гран‑при Венгрии, Ферстаппен — третий
- Норрис показал лучшее время во второй тренировке Гран‑при Венгрии, Леклер разбил машину
- Пилот «Мерседеса» Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Великобритании «Формулы‑1»
- Норрис показал лучшее время во второй тренировке домашнего Гран‑при «Формулы‑1», Ферстаппен — 7‑й
- В Германии арестовали экс‑сотрудника службы безопасности Шумахера по подозрению в шантаже семьи спортсмена
- Норрис показал лучшее время по итогам первой тренировки Гран‑при Великобритании, Ферстаппен — четвертый
- Британец Берман будет выступать за «Хаас» в «Формуле‑1» с 2025 года
- Рассел победил на Гран‑при Австрии «Формулы‑1», Ферстаппен упустил лидерство из‑за столкновения с Норрисом
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл спринт на этапе чемпионата «Формулы‑1» в Австрии
- Ферстаппен столкнулся с техническими проблемами, но показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Австрии
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Испании, Норрис после старта с поула финишировал вторым
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru