Царство хаоса, или как «Формула-1» запутала сама себя
Разбираемся, так ли однозначна судебная система в «Формуле-1», как кажется с первого взгляда.
Гран-при Австрии оставил после себя смешанные чувства. С одной стороны, судьба гонки решалась не между гонщиками «Мерседеса», была борьба за победу и эффектный обгон. С другой, на первый план вновь вышли судьи. В последние годы в «Формуле-1» всё больше спорных моментов, завязанных на решениях судебной коллегии. Одинаковые ситуации трактуются по-разному, некоторые протесты просто не подаются из-за очевидности решения в пользу противоположной команды.
«Такая «Формула-1» нам не нужна», — сказал Макс Ферстаппен после австрийского послефинишного замешательства. «Такая» — где наказать могут и за опасный для жизни гонщика обгон, и за лишнее слово о состоянии машины в радиопереговорах. Тогда какой выход видится из этого тупика?
Может быть, всё банально просто, и вопрос не к стюардам? Тогда проблему решает создание единого свода правил под каждый конкретный момент. Кажется, в нынешней Ф1 почти всё судится субъективно. Это наглядно иллюстрирует Гран-при Австрии: судьи объявили почти сразу, что инцидент будет расследован после гонки, которая завершилась в 16:42 по местному времени. Международная автомобильная федерация объявила финальное решение в 19:47.
Потребовалось 3 часа и 5 минут, чтобы прийти к выводу, что ни один из гонщиков не был виноват и что это был гоночный инцидент? То, как действовали высококвалифицированные судьи, было продиктовано реальностью функционирования «Формулы-1». Кажется странным, что девятикратный победитель «Ле-Мана» Том Кристенсен, помогающий стюардам с 2010 года, судья международного апелляционного суда ФИА и национальный стюард Гран-при Сингапура Ниш Шетти в сопровождении Сильвии Белло — стюарда с более чем десятилетним стажем — разбирали аналогичный с Гран-при Австрии 2016 года инцидент три часа.
Гран-при Австрии. Ферстаппен атакует Леклера и выходит в лидеры
Тогда Нико Росберг и Льюис Хэмилтон боролись за победу — немецкий гонщик был с внутренней стороны и «въехал» в машину соперника в том же третьем повороте, где тремя годами позже произошёл инцидент между Максом Ферстаппеным и Шарлем Леклером. После финиша пилоты обвиняли друг друга, а болельщики освистали Хэмилтона на подиуме, изначально решив, что виноват британец. Росбергу дали 10-секундный штраф, но был ли он заслуженным? Машина Льюиса не пострадала, а Нико не только повредил свой автомобиль, но и своим же манёвром отбросил себя за пределы призовой тройки. Моменты похожи? Однозначно. Последовательны ли решения стюардов? Скорее нет.
Слишком много субъективизма со стороны стюардов
Таких инцидентов в последние годы было масса: также вспомним последние круги Гран-при Мексики 2016 года, когда сначала оштрафовали на пять секунд обогнавшего Себастьяна Феттеля Макса Ферастаппена за опасное возвращение на трассу, а позже — уже на десять — самого Феттеля за опасный манёвр с Дэниелем Риккардо, лишив того третьего места. Четырёхкратный чемпион мира при торможении сместился в сторону Риккардо, но к столкновению это не привело. Себастьян был на подиуме — решение приняли после церемонии награждения. Тогда это привело к настоящему скандалу и очередному шквалу критики судей.
Однако в контексте неоднозначности судейских решений есть место взгляду и с другой стороны. В 2012 году ФИА выпустила свой журнал Auto, в первом номере которого рассказывается о работе стюардов на Гран-при Ф1. Некоторые выдержки оттуда проясняют ситуацию относительно судейских решений… Но не до конца.
«У нас есть масса данных, которые недоступны не только зрителям, но и командам — рассказывает член Всемирного Совета FIA по автоспорту Гарри Конелли. — Поэтому решения, принятые судьями, не всегда понятны людям». Там же говорится об интересном факте: стюарды хранят все записи спорных инцидентов последних сезонов, а также имеют в своём архиве все данные о штрафах, начиная с 2003 года. Проще говоря, решения относительно наказаний выносятся с основой на спортивную биографию гонщика. «Мы также принимаем во внимание последствия, которые может принести штраф», — добавляет Конелли. Хотя все эти слова были произнесены в 2012 год, они актуальны и сейчас.
Получается, с одной стороны, слишком много субъективизма со стороны стюардов, что выглядит в глазах болельщиков как непоследовательность, предвзятость и непрофессионализм. С другой, судейские решения основываются не только на прецедентах, они взвешивают огромное число факторов, что говорит о практическом отсутствии абсолютно идентичных моментов. Понять можно всех, а страдает в итоге любимый многими поклонниками автоспорта ведущий гоночный чемпионат.
Замкнутый круг
А что, если корень всех бед на самом деле лежит в этом самом чемпионате, а точнее его технической составляющей? Невозможность бороться и обгонять побуждает гонщиков совершать резкие манёвры в моменты, когда появляется ниша — однако для этих моментов нет одинаковых толкований в правилах. В итоге мы получаем замкнутый круг: невероятно низкая возможность обгонов создаёт рискованные моменты, за которые часто и необоснованно ругают из-за соображений безопасности, и отсутствие понимания, что в данной ситуации надо делать. Замыкают его — «паровозики» на трассе из боязни потери ещё большего количества очков, чем при отсутствии обгонов вообще.
Каждый эпизод требует оценки множества факторов для вынесения справедливого решения, но это в итоге вызывает только больше вопросов. Может, стоит сделать шаг к зрелищности, возможности бороться и обгонять, пожертвовав чрезмерно накрученной аэродинамикой, с работой которой до конца не могут разобраться и в командах? Что, если путем ее упрощения сделать гонки более плотными и боевыми, что решит вопрос зрелищности, а попутно отодвинет и проблемы судейства на дальний план. Как это решит вопрос с судьями? Очень просто: болельщики будут получать достаточно борьбы и обгонов, и тогда, если в дело вмешаются судьи, это не будет выглядеть как единственный яркий момент во всей гонке.
В «Либерти Медиа» ломают голову, что же менять в Ф1 — помимо ограничения бюджетов и создания единой системы правил для трактовки спорных моментов, нужно давать людям бороться. Не посредством увеличения количества зон ДРС, а с помощью простого снижения градуса накала эпопеи с безопасностью. «Формула-1» боится громких судов и скандалов, но разве «классовая» система не понижает интерес к чемпионату?
«Я не в восторге от того, что мы должны давать решать людям, сидящим в креслах, — приводит The Guardian слова Себастьяна Феттеля после ГП Австрии. — Думаю, лучше всего судить из машины. Вы знаете, это гонки, и мы боремся не за кубок детского сада. Они должны оставить нас в покое».
Даже если гонщики, непричастные к разбирательствам, предъявляют к системе претензии, это даёт ещё один повод владельцам серии задуматься об изменениях в чемпионате — возможно, кардинальных.
Текст: Александра Шубина
- Отца пилота «Ред Булл» Серхио Переса госпитализировали в предынфарктном состоянии после аварии сына на Гран‑при Азербайджана
- Пиастри выиграл Гран‑при Азербайджана «Формулы‑1», Сайнс и Перес столкнулись и разбили машины на предпоследнем круге
- Расселл стал лучшим в третьей практике на Гран‑при Азербайджана, Ферстаппен — пятый
- Ферстаппен показал лучшее время на первой тренировке Гран‑при Азербайджана, Леклер разбил болид
- Конструктор чемпионских болидов «Ред Булл» с 2025 года будет работать в «Астон Мартин»
- Пилот «Феррари» Леклер попал в ДТП на улицах Монако
- Пилот «Феррари» Леклер выиграл Гран‑при Италии и одержал вторую победу в сезоне «Формулы‑1»
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Италии «Формулы‑1», Ферстаппен — седьмой
- Пилот «Мерседеса» Хэмилтон выиграл третью тренировку Гран‑при Италии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Италии, Леклер — второй
- «Уильямс» заменил Сарджента по ходу сезона «Формулы‑1», его место займет аргентинец Колапинто
- Норрис выиграл Гран‑при Нидерландов «Формулы‑1», Ферстаппен стал вторым
- Пилот «Макларена» Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Нидерландов «Формулы‑1»
- Гасли показал лучшее время в третьей тренировке Гран‑при Нидерландов, Ферстаппен — 17‑й, Сарджент разбил машину
- Норрис опередил Ферстаппена в первой тренировке Гран‑при Нидерландов
- Австралийский гонщик Джек Дуэн подписал контракт с «Альпин» на сезон‑2025
- Российский гонщик Шварцман заменит Боттаса в первой тренировке Гран‑при Нидерландов «Формулы‑1»
- В результате взрыва на трассе «Формулы‑1» в Германии пострадали 22 человека
- Расселл дисквалифицирован после гонки Гран‑при Бельгии, победителем стал Хэмилтон
- Расселл выиграл Гран‑при Бельгии, Хэмилтон – второй, Ферстаппен опередил Норриса
- Ферстаппен показал лучшее время в квалификации Гран‑при Бельгии, но с поула будет стартовать Леклер
- Эстебан Окон подписал многолетний контракт с командой «Хаас»
- Пилот «Макларена» Пиастри одержал первую победу в «Формуле‑1», став победителем Гран‑при Венгрии
- Норрис показал лучшее время в квалификации Гран‑при Венгрии, Ферстаппен — третий
- Норрис показал лучшее время во второй тренировке Гран‑при Венгрии, Леклер разбил машину
- Пилот «Мерседеса» Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Великобритании «Формулы‑1»
- Норрис показал лучшее время во второй тренировке домашнего Гран‑при «Формулы‑1», Ферстаппен — 7‑й
- В Германии арестовали экс‑сотрудника службы безопасности Шумахера по подозрению в шантаже семьи спортсмена
- Норрис показал лучшее время по итогам первой тренировки Гран‑при Великобритании, Ферстаппен — четвертый
- Британец Берман будет выступать за «Хаас» в «Формуле‑1» с 2025 года
- Рассел победил на Гран‑при Австрии «Формулы‑1», Ферстаппен упустил лидерство из‑за столкновения с Норрисом
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл спринт на этапе чемпионата «Формулы‑1» в Австрии
- Ферстаппен столкнулся с техническими проблемами, но показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Австрии
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Испании, Норрис после старта с поула финишировал вторым
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Испанский мотогонщик Эспаргаро получил тяжелые травмы после падения на Гран-при Португалии в классе MotoGP
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru