Дерби стартапов. Почему «Динамо» растет, а «Рубин» буксует?

Сергей Колесников 27 ноября 2021 18:35

В воскресенье, 28 ноября, в 16 туре Тинькофф РПЛ «Рубин» примет «Динамо». В чём ключевая разница между проектами Сандро Шварца и Леонида Слуцкого?

Кандидаты от народа

Нынешние «Динамо» и «Рубин» — пожалуй, самые симпатичные футбольные проекты последних лет в чемпионате России. По итогам прошлого сезона с именами этих  клубов были связаны надежды многих неангажированных болельщиков. Надежды на то, что в премьер-лиге что-то сдвинется с мёртвого места: появятся новые лица, усилится конкуренция, а там, глядишь, даже забрезжит турнирная интрига…

«Симпатичные» — действительно лучшая характеристика для московского и казанского коллективов, поскольку отражает она не футбольную или деловую, а чисто человеческую сторону вопроса. Симпатия к двум клубам сложилась из нескольких хорошо известных «гуманитарных» факторов. Зрителей, например, традиционно привлекают молодые команды, а «Рубин» и «Динамо» на протяжении уже двух сезонов держатся на вершине соответствующих рейтингов. В прошлом году средний возраст обоих составов не дотягивал и до 24 лет.

Леонид Слуцкий / Фото: © ФК «Рубин»

Казанцы в то же время здорово работают со своей аудиторией. Их медиаслужбу эксперты называют лучшей в российском футболе. За счёт социальных сетей с «народным» контентом и особой, дружественной интонацией, «Рубин» и продвигает свой сегодняшний «человеческий» имидж. В конечном счёте клуб, кажется, разделил репутацию Леонида Слуцкого, которому за харизму и чувство юмора россияне простили даже провал у руля сборной.

«Динамо» в плане пиара заметно отстаёт от казанцев, но это ничуть не помешало Сандро Шварцу заработать в России положительный авторитет. Немец не поёт и не танцует, как его коллега из Татарстана, но в глазах болельщиков выглядит человеком приятным и открытым. Заглавная цитата из самого популярного интервью с Сандро на YouTube: «Нам важно доставлять радость людям на трибунах». И любой, кто видел игры шварцевского «Динамо», согласится, что это программное высказывание, а не дежурные слова.

Сандро Шварц / Фото: © ФК «Динамо»

Наконец, болельщики попросту соскучились по «Рубину» и «Динамо». В последние годы от этих клубов, казалось, осталось только имя. Лет пять ни казанцы, ни москвичи ни на что не претендовали в РПЛ, переживая глубокий внутренний кризис. Прочие бренды успели приесться или разочаровать — кто-то должен был бросить наконец вызов сложившейся турнирной иерархии и воплотить в себе вечный футбольный архетип. «Сочи» на эту роль не подошёл: по понятным причинам этой команде, похоже, даже при самых выдающихся результатах не дано обрасти народной любовью. «Динамо» и «Рубин» с их новыми наставниками и юными талантами оказались идеальными кандидатами. 

Ожидания и реальность

В текущем сезоне, однако, футбольные пути двух команд разошлись. Прошлый обе провели неплохо — особенно «Рубин», завершивший его четвёртым. Перед началом новой кампании Слуцкий повысил ставки: команда, по его словам, могла теперь замахнуться и на чемпионство. «Динамо» же минувший чемпионат закончило на седьмом месте, а Шварц столь смелыми заявлениями не разбрасывался, хотя, конечно, и обещал игровой прогресс.

Сейчас, по прошествии половины сезона-2021/22, клубы оказались в противоположном положении. Хорохорившийся на старте «Рубин» после 15 туров занимает 8-е место, отставая от лигочемпионской зоны на семь очков. По количеству пропущенных мячей (20) казанцы — слабейшая команда в верхней половине таблицы. «Динамо» же будто перехватило у «Рубина» инициативу — и по итогам того же отрезка держится на второй строчке, уступая лишь «Зениту». В первом круге москвичи — лучшие после питерцев по забитым голам (27) и разности мячей (+10, на пару с «Краснодаром»). 

Московское «Динамо» / Фото: © premierliga.ru

Этот сюжетный поворот указывает на важное различие проектов Слуцкого и Шварца. Вернее, подтверждает опасения, которые в прошлом сезоне специалисты по тактике высказывали в отношении «Рубина», и оправдывает авансы, врученные тогда же обновлённому «Динамо».

Правило и парадокс

Прошлогодний прорыв «Рубина» был во многом парадоксален. Слишком большую роль в нём в конечном счёте сыграли случайные или внесистемные факторы вроде ярких индивидуальных выступлений или необъяснимых проблем соперника с реализацией моментов. Вспомните хотя бы концовку мартовской игры с «Зенитом» (2:1) с проходом Макарова, промахом Дзюбы и спасением Дюпина. Казанцы регулярно перебирали очков: по количеству матчей, выигранных при меньшем, чем у соперника, показателе ожидаемых голов, «Рубин» — один из лидеров прошлого сезона. Таким образом команда одержала шесть из шестнадцати своих побед! Самые яркие примеры: игры против «Урала» (0,2 против 0,9 xG) и «Сочи» (0,3 против 0,9), которых «Рубин» одолел с минимальным счётом. Результат 1:0 был у казанцев едва ли не любимым: так, «на тоненького», они тоже побеждали шесть раз.

Открыть видео

Все эти цифры — не аргумент, а иллюстрация. Ключевая идея проста: успех «Рубина» покоился на зыбких основаниях. Тренер команды — мастер принятия точечных решений, однако за полтора года ему в сущности не удалось заложить фундамента для полноценной стройки. Его «Рубин» по-прежнему текуч и расплывчат, а вектор развития клуба неясен. В этом сезоне казанцы запомнились скорее медийными акциями вроде «приведи на стадион маму — Деспотович заплатит за билет», чем  подвигами на футбольном поле.  

Ситуация «Динамо» — ровно противоположная. Сандро Шварц приехал в российскую столицу с чётким планом, который начал воплощать с первых же дней. В основу его проекта легли тактические принципы современного немецкого футбола с акцентом на прессинг и смелой игрой в атаке. Летние усиления также соответствовали тренерским задумкам и закрыли проблемные позиции. 

Новичок «Динамо» — защитник Фабиан Бальбуэна / Фото: © ФК «Динамо»

В новом сезоне «Динамо» выросло во всех компонентах, о которых говорил Шварц, и результат не заставил себя ждать. Казанцы же, напротив, ощутимо деградировали в ключевых аспектах игры. Первый пункт — давление. По числу прессинг-действий на чужой трети поля «Рубин» просел на два пункта (9,4 против 11,5 PPDA) и теперь занимает в премьер-лиге 11-е место по этому показателю, пропустив вперёд даже «Урал». Московская команда же — среди лучших по качеству прессинга. 

Второй пункт — распоряжение мячом и общий игровой рисунок. Слуцкий пытается привить команде принципы позиционного футбола, однако в продвижении казанцы начали сдавать. По явным голевым моментам «Рубин» занимает сегодня последнюю строчку в РПЛ. В 15 играх казанцы создали всего 10 таких шансов и уступают даже таким неумелым оппонентам, как тульский «Арсенал» (14 явных моментов). По качеству позиционной игры (показатель DC) клуб держится на предпоследнем месте: хуже продвигает мяч в чужую штрафную только «Нижний Новгород». Во что вообще играет сегодняшний «Рубин» — сложно сказать.

С «Динамо» же всё наоборот. По остроте и созданным моментам москвичи занимают четвёртое место в премьер-лиге. Команда нацелена на атаку — по количеству ударов за игру она даже превосходит «Зенит» (13,2 против 12,8). При этом коллектив Шварца располагает довольно разнообразным арсеналом приёмов в нападении, компенсируя тем самым среднее качество позиционной игры. 

Открыть видео

Разницу между «Динамо» и «Рубином» лучше всего показала их последняя очная встреча на «ВТБ Арене», завершившаяся со счётом 2:0. Москвичи были лучше во всём и попросту показывали более зрелый футбол. При этом тренер «Динамо» к тому моменту провёл в России всего год, тогда как Слуцкий присоединился к «Рубину» почти на сезон раньше, да и опыта в премьер-лиге у него несравнимо больше.

***

Этот пример — очень показателен, когда речь о заходит о разнице в работе российских и немецких специалистов. Спустя два года после того, как «Рубин» возглавил Слуцкий, казанцы остались «симпатичной молодой командой» — эдакой несбыточной мечтой, светом в конце тоннеля. В похожей роли постоянно застревают и талантливые российские футболисты, лет до 25 «подавая надежды», а после — растворяясь почти бесследно. Отвлекаясь то на сиюминутные проблемы, то на сказочные чаяния, «Рубин» очутился где-то посередине, так и не нащупав путь для развития. 

В «Динамо» же, как стало модно говорить, поставили во главу угла процесс. Постепенно, шаг за загом, Шварц шёл к построению своей команды, и за год москвичи превратились из перспективных в выдающиеся. И если свой путь они нащупали давно, то где их потолок — пока не известно. 

Встреча «Рубина» и «Динамо» пройдёт в воскресенье, 28 ноября. Прямую трансляцию матча смотрите в 16:25 Мск на телеканале «Матч ПРЕМЬЕР» и на нашем портале!

Рубин — Динамо. Тинькофф Российская Премьер-Лига. Тур 16
Тинькофф РПЛ: Каким будет исход матча «Рубин» – «Динамо»? 1652
Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх