Потрескавшаяся и облупившаяся. Вывеска ЦСКА – «Спартак» и наша репутация

Андрей Колесников 17 сентября 2021 13:41

Об одной взаимосвязи, которую не все замечают.

Кажется, кто-то назидательный нарочно свёл эти события во времени. Наши горькие страдания от вида таблицы коэффициентов, где мы теперь героически тягаемся с разного рода мальтами, и нашу натужную бодрость в ожидании матча, который по привычке зовётся главным в стране. Кажется, кто-то специально побеспокоился, чтобы мы уловили и задумались.

Вы не ощущаете неловкости от того, как подаётся сегодня этот самый матч ЦСКА и «Спартака»? Все эти яркие эпитеты, превосходные степени, барабанные дроби – это же всё наигранно, неестественно, фальшиво. Ну какие такие страсти могут таиться во встрече двух несчастных? Разве что такие, какие мы сами себе нафантазируем. А подлинного-то величия там сегодня ноль. Ну, если мы судим мерками главного футбольного события державы, как привыкли. В таком смысле это пустышка, которую мы сами себя уговариваем считать лакомством.

Но в то же время здесь есть один важный смысловой слой. Существует какая-то незримая связь между тем, насколько бодрым выглядит лицо национального футбола, и тем, в каком здравии пребывает весь его, футбола, организм. Лицом в данном случае считается как раз пара-афиша, пара-вывеска, пара-витрина – поединки тех двух команд, которые возбуждают страну. Когда вывеска играет всеми красками, тогда и общая репутация, как правило, безупречна. Мы не всегда эту связь замечаем, но это не значит, что её нет.

Подтверждения запросто найдём в собственной истории. Заметные международные успехи советского футбола пятидесятых-шестидесятых годов (1956, 1960, 1966) пришлись на время, когда в национальном чемпионате культовой считалась пара «Спартака» и «Динамо». Следующий подъём пришёлся на восьмидесятые годы (пик в 1988) – период непримиримого соперничества «Спартака» и Киева

1985-й: Бубнов против Блохина, «Спартак» против Киева / Фото: © РИА Новости / Дмитрий Донской

В российскую пору на вершину больше всего походит первое десятилетие нового века (особенно 2008), когда звание «дерби всея Руси» в отношении встреч «Спартака» и ЦСКА никого ещё не коробило.

И наоборот: когда не было пары-витрины внутри страны, не было и международных достижений. Допустим, семидесятые годы оказались временем тотального господства киевского «Динамо», с которым в чемпионате Союза никто не мог конкурировать сколько-нибудь постоянно, – и сборная пропустила два чемпионата мира подряд. В девяностых выше всех на две головы в России находился «Спартак» – сборная снова мучилась.

При этом пара-вывеска обладает какой-то удивительной магией – энергетикой соперничества она словно затягивает в своё поле и других. Нельзя не заметить, что в любую из названных эпох рядом с двумя сильнейшими клубами обязательно возникал кто-то ещё. Токи «Спартака» и «Динамо» вызвали к жизни роскошное «Торпедо», ставшее символом целого поколения шестидесятников. Под флюидами «Спартака» и Киева родилось прекрасное тбилисское «Динамо», очаровавшее даже Европу. На фоне вольтажа «Спартака» и ЦСКА возник самолюбивый «Зенит», тоже пошумевший на континенте.

Тбилисское «Динамо» — обладатель Кубка кубков УЕФА 1981 / Фото: © РИА Новости 

Видимо, то напряжение, которое даёт пара-вывеска, заряжает весь национальный футбол. И, не исключено, в ответ она заряжается сама. По крайней мере, та самая таблица коэффициентов УЕФА предложенной версии не противоречит. Во второй половине 1980-х Советский Союз имел стабильное место в четвёрке, а пару сезонов (1988/89 и 1989/90) даже шёл вторым после Италии, тогдашнего центра мирового футбола. Что касается российской поры, то самое широкое представительство в еврокубках – шесть клубов всего, в том числе три в Лиге чемпионов – мы впервые получили осенью 2009-го. Выходит, в порядке тогда было не два, не три клуба, а гораздо больше.

«Зенит» побеждает «МЮ» в Суперкубке УЕФА 2008 / Фото: © Matthew Peters / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

А кто у нас в порядке сегодня? Чемпионом трижды подряд стал «Зенит», но рядом с ним никого. И пары-афиши – положа руку на сердце и руководствуясь ценностями не маркетинга, но футбола – тоже нет. Не потому ли и в Европе у нас всё так скверно?

Накачивать важностью матч «Спартака» с ЦСКА не стоит – всё искусственное, нарочитое выглядит жалко. С точки зрения футбольного содержания в ближайшем туре найдётся по меньшей мере два поединка, которые обещают больше: «Сочи» сыграет с «Динамо», а «Рубин» – с «Зенитом». Да и «Ахмат» с «Краснодаром» столичной паре ничем не уступают – по крайней мере, сумму мест в текущей таблице дают такую же.

Увы, но ЦСКА против «Спартак» – это вчерашняя вывеска. Сегодня – уже потрескавшаяся и облупившаяся. В той же мере, что и репутация всего нашего футбола.

Смотрите в выходные трансляции матчей 8-го тура чемпионата России: «Ахмата» и «Краснодара» – в субботу, 18 сентября, с 19:00 на канале «МАТЧ ПРЕМЬЕР», «Сочи» и «Динамо» – в воскресенье, 19 сентября, с 19:00 на каналах «МАТЧ ТВ» и «МАТЧ ПРЕМЬЕР», а также на сайтах sportbox.ru и matchtv.ru.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх